Неделя первая


Неделя первая

Вступление

Итак, продравшись сквозь хаотичный разброс домов и фабрик (то-то бы удивились эдоссцы, увидев сегодняшнюю электронно-пластиковую Японию), я попал в объятия Адзума-куна, моего тьютора-студента из того же Йокогамского университета. Довольно быстро мы нашли общий язык – футбольный, и всю дорогу до общежития активно обсуждали шансы ЦСКА на финал кубка.
Номер мне достался неплохой – с видом на теннисные корты соседской школы, а не окна в окна с другой, преимущественно женской частью общежития (согласен-согласен, это еще вопрос, но вы бы согласились год жить в передаче «за стеклом»? Сам номер, хотя и по-японски маленький, тоже приятно удивил – с ванной, кухней, и даже Интернетом. Подвел только кондиционер – на мю робкую попытку его включить он стал истерично хлопать вентилятором и вскоре затих.
Оставив вещи, мы направились на осмотр местности.

Первая ночь, в которую главный герой, то есть я, замерзает до косточек

С прогулки я вернулся скоро – было холодно, дождлив, да и усталость от бессонной ночи сказывалась. Еще в самом начале прогулки я купил чайник – опять интуиция. Кстати, чайники здесь совсем другие – стационарные, и во всем магазине оказался только один «кувшинчик».
Еще при заселении нас предупредили, что горячую воду дадут только завтра, но тогда я не придал этому значения. А вот вечером все стало вдруг ясно и очень больно – на улице температура упала ниже нуля, а никакого отопления в бетонно-железном общежитии не предусмотрено. Через полчаса я понял, что замерзаю по-настоящему – в комнате сделалось так же, как на улице, и дыхание стало оседать паром.
Не буду пугать родных и расписывать эти прелести, но спасли меня всю ночь работавший чайник и бутылка коньяка. Раз в три-четыре часа я просыпался от холода и грелся. Часов в шесть поймал себя на том, что, поправляя рисовый колобок (здесь это заместо подушки), вслух матерюсь по-японски. Все-таки стажировка – великая вещь! Так прошла первая, отнюдь не теплая, ночь в Японии.

День, в котором выглядывает солнышко

Утро встретило меня странными криками вроде «Йе-я, йе-я!», и каким-то неясным шумом. Подошел к окну, отдернул занавески – и хорошо, что догадался немного одеться: за окном было яркое солнце, дети на корте, трескотня птиц, шум, смех, крики – воистину неиссякаемый источник языка.
Вид из моего окна
Наспех одевшись, я поспешил на улицу, и скоро пил кофе с сэндвичем в кофейне. (Ну да, а вы ждали что-то вроде «окономияке по-хиросимски с якисоба на противне»?:)) Кстати, кофе здесь совсем другой, чем в Европе – в больших «домашних» кружках, без изысков, но вовсе не плохой.
Прямо от общежития начиналась узкая торговая улочка (сёётэнгай), с буддийским храмом в конце. Везде кипели утренние хлопоты, открывались первые лавки, где-то играла французская песенка, свежеполитый асфальт издавал приятный запах, и на встречу мне спешили вполне дружелюбные японцы с детьми или сумками. Кстати, хочу заметить, что японцы, еще не надевшие по статусу пиджаков, весьма приветливы к иностранцам. Другое дело японец в сэйсики (форменной-фирменной одежде) – на его лице тут же появляется самодовольно-надменное выражение, и раздувшись от собственного статуса, он бесцеремонно расталкивает окружающих. Наверное, поэтому японские профессора (которые не носят пиджаков вообще, или носят очень скромные и потертые), так мне нравятся в повседневном общении.
Так первоначально выглядела сакура (сравните со следующими фотографиями)
Весь день мы с Адзумой-куном занимались оформлением меня как гайдзина (иностранца). Первым шагом к этому стал выбор собственной печати. Никакие мои доводы, что моя печать не может удостоверять личность, на него не действовали. В результате мы купили красную палочку в футляре – мой инкан (самое смешное, что в банке для открытия счета у меня ее действительно потребовали!).
Где-то в середине дня, на пути к очередному бюрократическому учреждению, я уступил дорогу белой красивой машине, и поглядев внутрь, ОСТОЛБЕНЕЛ – ее вела настоящая японка, в настоящем женском кимоно! Для тех, кто не знает, поясню – в нем даже ходить-то неудобно, не то что сидеть за водительским сиденьем и нажимать на педали! Мой проводник,судя по реакции, также был вполне шокирован.
В конце дня зашли в Интернет кафе. Это стоит нескольких слов – представьте себе несколько этажей с крошечными кабинками внутри, в которых повернуться просто нереально – надо высунуть часть тела в коридор. В таких кабинках можно не только смотреть паутину, но и пить разные напитки (бесплатно), спать, смотреть манга – чаще всего эротические, благо их полно кругом. В общем, вполне сносно существовать.

А вообще с первых дней Япония захватила меня своей маленькой, подчас невидимой и непонятной жизнью. Тут и там постоянно происходят диалоги, обрывки фраз, частички коммуникации – совсем странные поначалу. Вроде – «-А, Курода-сан! –Охайё! -Корекара нэ.. - Со на но йо. Мата.» Что можно перевести как «Куроде-сан мое почтеньице. –И я вас приветствую. –Собрались куда-то? –Да, по делам. Ну, так до скорого свиданьица»
И это все (далеко не полный вариант) вместо простого how do you do, точно так же не несущего никакого смысла. Но, видимо, страсть или привычка к поддержанию своего общества в японцах столь сильна, что заставляет их нагружать свои повседневные фразы до предела (люди, читавшие примеры выступлений на японском, это осознали уже давно).
Кстати, еще когда я собирался сюда, я слышал предупреджения о том, что основным языком общения будет английский. Заявляю – за первые два дня ни сказал ни слова кроме как на японском – да и кому, все равно никто не поймет. А вот иностранные студенты, между прочим, тоже говорят на японском – как на универсальном языке. Но это кто уже «деды», конечно.
Вечером прогулялся в местный центр – станцию Йокогама. Много рекламы, толпы народа, кричащие на особый, японский манер зазывалы – все это будет очень близко человеку, выросшему в шумной и колоритной Москве.

Вечером у нас была ориентация – в смысле orientation. Выражаясь на английский залоговый манер, мы были показаны фильм о том, что нельзя и что тем более нельзя, и долго предупреждены о том, как сортировать мусор – то ли на 8, то ли на 9 сортов. Ей-богу, у меня в меню меньше разнообразия.



Hosted by uCoz