Май-июнь. Жизнь на колесах




Моторы, колеса и огни

Анекдот в тему
Милиционеру в машину звонит подчиненный:
- Товарищ майор, будьте осторожны, там какой-то
псих по встречной на кольце гонит.
- Сержант, да они тут ВСЕ по встречной едут, психи!
(Кто не знает – японцы тут все по встречной ездят… Психи…)


Дальше началось лето. В самом его начале, то есть первого числа, мы поехали на экскурсию на завод Ниссан, что в Оппаме, организованную опять-таки нашими сенсеями из Мицуи. К японским машинам, а к Ниссану с недавних пор в особенности, я питаю глубокое обожание и почти преклонение. В самом деле, на каких еще машинах в мире кондиционер, подушки, электропакеты и проч. входят в понятие базовой комплектации (машины класса люкс не в счет)? И это – не говоря уже о замечательном дизайне японских машин. Великолепные джипы и седаны Тойота, интересные дизайны Мазда и Ниссан, Лексус, в конце концов… Кстати, неправы будут те, кто думает, что в самой Японии машины малюсенькие и входят по три в ряд в корпус экспортных вариантов. Как это ни парадоксально, скорее НАОБОРОТ. По необъяснимой и неистребимой страсти, японцы предпочитают большие, а по среднеевропейским меркам вообще огромные авто. Преимущественно – седаны и минивэны. Отдельный класс – дорогие спортивные купе, вроде Fairlady Z или Skyline Nissan. Кстати, довольно много и Порше, и Феррари, и прочей экзотики. Каждое утро по дороге в университет я прохожу мимо модной автомастерской Мерседес, полной самых разных моделей оной марки. Так вот, КАЖДЫЙ практически день там стоит новая гоночная машина, пригнанная на тюнинг, на пару сотен тысяч минимум.


На фото: Мастерская «Мерседес». Во Киотосском дворе – редкий кадр. На улицах Йокогамы.

И все же стоит отметить, что дорогих машин в Японии ощутимо меньше, чем думалось. Особенно это заметно при удалении от столицы – автопарк Киото или Кобэ вряд ли порадует ваш глаз чем-то неожиданным. Деревня, как наверное везде в мире – замечательная коллекция моделей 50-х и 60-х годов. Вот тогда как раз японские машины и были преимущественно маленькие. Сейчас – напротив. Вся новая линейка Ниссан, к слову, за исключением разве что Микро (March) и Cube (квадратный милый зверек такой) – внушительна по размерам. Этому в принципе существует рациональное объяснение. Несмотря на катастрофическую нехватку места для гаража, зажатые в четырех стенах японцы предпочитают просторные «мужские» авто, которые, как ни крути, значительно дешевле лишней комнаты.

Зато что уж точно замечательно в японских машинах – это сверкающие литые диски на всех относительно новых автомобилях. Уж не знаю почему, но к этой части своего железного друга, равно как и антеннам, японцы особенно неравнодушны (вторичные половые признаки?).

Да, чуть не забыл – о подержанных машинах, так знаменитых на нашем Дальнем Востоке. Да, это правда.. Подержанные машины, как правило, все в превосходном состоянии (следствие японской аккуратности), и стоят невероятно дешево для нашего с вами рынка. Фактически – половина, а то и треть цены в России. Примерно как отечественный автопром, по личным ощущениям (конечно, только по цене). Но вот перегон и растаможка в России, увы, встанет вам даже дороже самого автомобиля. И все же давайте вернемся к машинам новым, то бишь на завод.

Итак, погрузившись в поезд, через час мы (студенты плюс сенсеи) уже вышли на залитую солнцем станцию Оппама. Завод Ниссан, естественно, располагался в некотором отдалении от жилых кварталов, и после небольшого райда на басе нашу группу выгрузили перед сверкающим главным зданием.

Прослушав короткую лекцию в конференц-зале, мы расселись по небольшим автобусам и поехали кататься по заводу. К сожалению, фотографировать нам строжайше запретили. Немного поплутав среди цехов, смотрели, как машины заезжают и выезжают из огромного грузового судна на не менее огромную стоянку. После отправились на долгожданные сборочные конвейеры.

Надо вам сказать, сборочный цех Ниссана меня откровенно и приятно удивил. Во-первых – полная чистота и порядок. Во-вторых – невероятная сложность процесса: как нам сообщили, на полностью перестроенном недавно конвейере сборка идет на двух уровнях (то есть над головой тоже) и преимущественно роботами. Последние действительно впечатляют. Наконец, в-третьих, идя вдоль очередного искрящегося и плюющегося робота, я не поверил собственным ушам – на весь завод грянуло знакомое «Расцветали яблони и груши..». «Катюша»?? Оказалось – да. Это у них на заводе что-то вроде звукового сигнала, оповещающего рабочих. (И все-таки я никогда не мог понять, почему японцам так нравятся наши военные песни?..)

Под конец нам показали достижения труда современного рабочего. Предполагалось, что мы должны восхититься, как отлажена и аккуратна его работа. Вышло наоборот. Наблюдая за всеми маленькими придумками вроде сидений, заезжающих с рабочим внутрь машины, я заметил на лицах ребят, да и на своем тоже, шок от непосредственно работы в целом. Это что-то, поверьте.. За 15 минут японец перед нами успел повторить свою операцию раз 30, причем без всякого разнообразия и отдыха. У меня устали глаза, я отвернулся и увидел водителя тележек, которые ездят по цеху – его работа показалась мне в несравнимое количество раз более творческой. Все-таки не все еще делают роботы, даже в Японии.. А вернее, не все роботы – машины.

Все еще слегка шокированные, мы проследовали на тесты – это было гораздо веселее. Новые изделия ощупывали, осматривали, сигналили, мигали, брызгали, а после еще разгоняли на вращающемся конвейере до приличной скорости. «А если машина не удержится, что тогда?» - тут же посыпались вопросы к гиду. «Краш-тест», - невозмутимо и без тени шутки ответила она.
Так мы вернулись обратно в главное здание.
Напоследок нам подарили фирменные папки и т.п. (хотя лучше хотя бы колеса), и разрешили полазить по модельному ряду в выставочном зале. Фото прилагаются.


На фото: Завод Ниссан. Карта Ниссан. МАШИНА!!!


На фото: Nissan Fuga – the best. Отличительная черта Ниссан – продуманность водительского места. Еще раз лучшая машина Ниссан.

Да, и еще одно отступление на тему вождения в Японии. Хочется развеять устойчивые мифы, что а) японцы ездят аккуратно и небыстро, б) ездят в основном мужчины, в) наказания за вождение «под градусом» - минимальное и г) что японцы, тем не менее, не ездят выпимши. Все это неправда, не верьте. Во-первых, ездят они быстро, причем дело это обожают и погоняться никогда не прочь. Мой сенсей, уже много лет как пенсионер, если на светофоре стартует не первым – день считает потерянным. Причем гонки по узким однорядным японским улочкам вовсе не так приятны для пассажира, поверьте. Во-вторых, водят они не так уж вежливо, и вообще вмятинки и царапины на боках не редкость. В-третьих – водят глупо (в смысле много женщин). Поездив пару раз с японкой-водителем, заявляю – всю дорогу удивлялся терпению окружающих, вежливо бибикавших не переставая, но этим ограничивавшихся. Кстати, вождение для женщин в Японии не так уж просто – например, когда надо поехать куда-то в кимоно или юката, бедняжкам приходится всю дорогу практически не касаться сиденья (но ездят…). В-четвертых и пятых – наказание за алкоголь ничем не отличается (в смысле очень строгое), но поездка под градусом в общем-то дело обычное. Правда, как правило это ограничивается хоть и запрещенным здесь, но пресловутым «бокалом вина». Да, и про самое важное… Вы знаете, сам не давал, но рассказывали, что берут. Иногда. Но дело это здесь крайне щепетильное и вам пробовать не посоветовал бы – не так поймут
И отдельно хочется сказать об удобстве вождения в Японии. Недавно поездив с приятелями-японцами в соседнюю префектуру (часа три), я поразился, до каких мелочей отлажена в Японии система дорог. Безусловно, самое выдающееся достижение – система жпс (gps), которая работает блестяще в любой точке Канто. Пользуясь такой системкой, мы легко нашли парк за 150 км. от Токио, на поиски которого могли уйти часы над картами. И конечно, уровень точности и надежности пока весьма опережает то, что есть в Москве. Надеюсь, лишь пока.


Hosted by uCoz